Дидактические игры по развитию речи в детском саду и дома
Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка, а своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира.
Речевое развитие включает:
- владение речью, как средством общения;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи;
- развитие фонематического слуха;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Примеры дидактических игр по развитию
«Назови одним словом» - развиваем умение подбирать обобщающее слово
Груша, яблоко, апельсин, банан – это
фрукты
Огурец, перец, капуста, лук – это
овощи
Берёза, тополь, дуб, осина – это
деревья
Опята, лисичка, подберёзовик, груздь –
это грибы
Клубника, малина, ежевика, смородина –
это ягоды
Футболка, джинсы, пиджак, рубашка –
это одежда
упражняем в
образовании сложного прилагательного путём сложения основ двух слов
У бабочки пёстрые крылья. Какая бабочка? -
Пёстрокрылая бабочка
У стрекозы длинные крылья. Стрекоза какая?
- Длиннокрылая стрекоза.
У таракана длинные усы. Какой таракан? -
Длинноусый таракан.
У мухи большие глаза. Какая муха? -
Большеглазая муха.
У жука жёсткие крылья. Жук какой?
Жёсткокрылый жук.
У кузнечика длинные ноги. Какой кузнечик?
- Длинноногий кузнечик.
«Кто подберёт больше слов?»
Плывет
- (пароход, лодка, пловец, бревно, утка)
Летит
- (самолет, птица, комар, воздушный шар, человек)
Растет
- (дерево, строящийся дом, ребенок, растения, волосы)
Ползет
- (змея, ребенок, вьюнок, время)
Визжит
- (пила, щенок, ребенок)
Умывается
- (кошка, человек, природа)
Висит
- (паутина, груша)
Шипит
- (змея, сковородка, злой человек)
Сверкает
- (звезда, пуговица, брошь)
Поливает
- (дождь, лейка, душ)
«Кто это? Что это?»
Звонкий,
быстрый, веселый .... Белое,
пушистое, легкое ...
Желтые,
красные, осенние ....
Маленькая, серая, пугливая ...
Холодный,
белый, пушистый ... Ветвистая,
колючая, зеленая ...
Бурый,
косолапый, неуклюжий ... Белоствольная, высокая,
стройная ...
Зеленый,
продолговатый, сочный ... Чистое, голубое, горное ...
«Наоборот» - (подбери антонимы – слова с
противоположным значением) - активизируем словарь прилагательных, наречий,
глаголов
Высокий – низкий
Добрый – злой
Короткий – длинный
Смелый – трусливый
Широкий - узкий
Грубый – ласковый
Далеко – близко
Высоко – низко
Открывать – закрывать
Тяжело - легко
«Скажи, какой? Какая? Какое?» - упражняем в
согласовании прилагательных с существительными
Какое яблоко? – спелое, сочное, кислое, красное
Какая Россия? – крепкая, большая, многонациональная,
спортивная
Какой защитник Отечества? – сильный, смелый, умный, храбрый
«У кого кто?» - упражняем в словообразовании
У лисы - лисёнок – лисята
У медведя – медвежонок – медвежата
У кошки – котёнок – котята
У свиньи – поросёнок – поросята
У льва – львёнок – львята
«Один - много» - закрепить в речи формы единственного и множественного числа имён существительных
Груша – груши
Роза – розы
Лопата – лопаты
Дрозд – дрозды
Карась – караси
Верблюд – верблюды
Ключ – ключи
Лодка - лодки
«Скажи ласково» - упражняем в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных
суффиксов
Луч – лучик
Палец – пальчик
Дождь – дождичек
Кровать – кроватка
Шапка - шапочка
«1,3,5» - упражняем в согласовании числительного и
существительного
Одна кровать, три кровати, пять кроватей
Один огурец, три огурца, пять огурцов
Одно окно, три окна, пять окон
«Кого нет?» - упражняем в употреблении форм родительного падежа имени существительного
Слон – нет слона
Стул – нет стула
Тарелка – нет тарелки
Каша – нет каши
Снегирь – нет снегиря
Трамвай – нет трамвая
Планета – нет планеты
Крот – нет крота
«Чей? Чья? Чьё?» - упражняем в образовании притяжательных
прилагательных и согласовании с существительными
У зайца чей хвост? – заячий
У лисы чья голова? – лисья
У медведя чьё ухо? - медвежье
- учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные
Шерсть – шерстяной
Резина – резиновый
Кажа – кожаный
Пластмасса – пластмассовый
Дерево – деревянный
Стекло – стеклянный
Металл – металлический
Фарфор - фарфоровый
«Подскажи словечко» - упражняем в образовании существительных с увеличительным значением
Глазки
– глаза – глазищи
Хвостик
– хвост – хвостище
Слоник
– слон – слонище
Сапожки
– сапоги – сапожищи
Домик – дом – домище
Ручка – рука – ручище
Креслице – кресло – креслище
Котик – кот - котище
«Почему?» - упражняем в использовании в речи
сложноподчинённого предложения
Почему сегодня вторник?
Почему осенью птицы улетают в тёплые края?
Почему весной тает снег?
Почему бабочка насекомое?
Видео - консультация "Звуковой анализ слова"
Видео - консультация на закрепление "Состава числа"
"Зачем учить состав числа?" - для того, чтобы быстро считать. По современным программам не предусмотрено, чтобы ребёнок решал примеры и задачи. используя свои пальцы или счётные палочки. На это нет времени. Ребёнок должен производить вычисления в быстром темпе, а это возможно только в том случае, если он помнит состав чисел.
Когда мы учим состав какого - то числа, мы как бы идём в обратном направлении - от результата, он известен заранее,поэтому мы учим определённые пары.
1. Объяснить наглядно, как при одной и той же сумме
одно слагаемое может увеличиваться, а второе при этом
будет уменьшаться.
2. Ребёнок обязательно должен записать все возможные комбинации, проговорить их вслух.
Так задействована память: слуховая, зрительная, мышечная, речевая.
ПОЧЕМУ ДЕТИ ОБЗЫВАЮТСЯ
ПОЧЕМУ
РЕБЕНОК ОБЗЫВАЕТСЯ?
ЗАЧЕМ ДЕТЯМ
НУЖНЫ ДРАЗНИЛКИ?
ЗАЧИНЩИК-ЗАБИЯКА
ВЕЧНАЯ
ЖЕРТВА
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Правила этикета для дошкольников
Способы воспитания вежливости
Не надо устраивать громких скандалов по поводу вежливости ребенка. Это бесполезно! Превращение каждого случая в повод для разбирательства только увеличит болезненную застенчивость дошкольника. Обучение этикету требует времени и системного подхода, спокойствия. Пытаясь преподать ускоренный курс, родители вызовут только раздражение и неповиновение малыша по другим не менее важным сторонам жизни.Интересно? Читайте далее...
Первые уроки основ этикета малыш получает дома. Если семье свойственны соблюдение правил приличия и искренние отношения, то беспокоиться не о чем. У таких родителей не возникнет вопрос: "А как же научить ребенка здороваться?" Нужно помнить о том, что ребенка воспитывают не слова родителей, а обычные семейные будни. Показывайте детям примеры настоящей доброжелательности. Наблюдая ежедневно в родном доме случаи искренней симпатии к окружающим, ребенок сам захочет радовать всех встречных добрыми словами. Ориентируясь на родителей как на образец, он научится всем необходимым нормам поведения.
Правила вежливости только ради правил не сформируют в ребенке чуткость и открытость, любовь к людям. Усвоенные нормы вежливости должны в дальнейшем перерасти в моральные принципы. Поэтому "дрессировка" хороших манер скорее навредит, чем поможет вырастить приветливого взрослого человека. Заставляя и принуждая детей желать доброго утра или доброго вечера, родители могут неосознанно мешать природному развитию эмоций у малышей. И как следствие, некоторые чувства можно приглушить навсегда. Если обучение своего ребенка основам вежливости родители мотивируют желанием хорошо выглядеть перед людьми, то есть риск, что тот научится прятать свои истинные чувства от окружающих, а затем и от близких ему людей. Родителям важно задуматься, что для них важнее: воспитать чуткого, отзывчивого человека или безукоризненно вежливого и отвечающего всегда и во всем социальным стандартам. Чуткие люди не могут быть невежливыми. Обучая вежливости, важно помнить, что дошкольник развивает свои чувства и эмоциональную сферу. Он должен понимать, что, говоря "Доброе утро!", он желает человеку добра.
Внешняя вежливость не всегда является признаком искренности. Слова "Здравствуйте!", "Доброе утро!", "До свидания!" не только общепринятая форма общения, но и имеют семантическое наполнение. Маленькие дети чувствительны к фальши и лицемерию. "Доброе утро!" для них – это действительно, радость, улыбка и добро. И если мама с утра хмурая и недовольная, то маленькому мальчику или девочке очень трудно поверить, что утро действительно доброе.
Итак, все обычные методы воспитания – от убеждения до наказания – оказываются негодными для развития способности чувствовать и любить людей. А значит, помогут вырастить лишь внешне кажущегося вежливым человека.
Способы воспитания вежливости
Между тем существует несколько способов, способных помочь в решении данной проблемы.
Личный пример. Каждый день родители, взрослые в семье люди здороваются друг с другом легко и непринужденно, с радостью. Также здороваются с малышом, не требуя взамен его приветствия. В такой атмосфере ребенок узнает, что все друг с другом здороваются и это является нормой. Со временем он начинает делать то, что делают взрослые вокруг него, так как в этом возрасте малыши копируют старших до мелочей. Самый простой способ научить малыша здороваться – это пример самих родителей. Показывайте образец поведения. Если хотите, чтобы ребенок здоровался с соседями, – здоровайтесь с ними первыми и громко. Ему останется только повторить за вами. Ведь часто он просто не успевает вспомнить, что нужно сказать. Кроме того, помните, что если вам нравится говорить "Привет!", нельзя требовать от малыша здороваться по-другому.
Игра. Создайте игровую ситуацию, где все игрушки говорят различные слова приветствия друг другу. Если увлечь ребенка и поиграть с ним в такую игру несколько дней, то будет легко донести до него, что люди также используют слова приветствия.
Чтение. Подберите сказку или детскую историю, где герои приветствуют друг друга. После прочтения нужно подчеркнуть, как важно здороваться друг с другом. Непременно объясните ребенку, для чего это надо. Меньше всего ему понравится ответ: "Так принято, все так делают!" Расскажите, что через приветствие мы передаем людям любовь и хорошие пожелания. Или придумайте сами сказку "Что случится, если люди перестанут здороваться?". Ваше и детское творческое воображение заработает, и все получат удовольствие от такого общения. Попросите малыша стать соавтором сказки.
Предоставление права выбора. Дети очень любят, когда им разрешают принимать решения самостоятельно. Можно позволить ребенку не здороваться, но при этом надо обязательно объяснить, что чувствует человек, которому не сказали "Здравствуйте!", ярко описать эмоции человека, обделенного приветствием. Спросите малыша, как он будет себя чувствовать, если его не заметят и не скажут хороших (волшебных) слов.
Похвала. Похвала для маленьких детей – замечательный стимул осваивать правила поведения. Мудро поступают те родители, которые закрепляют манеру поведения малыша восторженными словами. Дети очень хорошо улавливают позитивную реакцию мамы или папы и так приобретают жизненный опыт. Фразы "Мне понравилось, как ты поздоровался с…" или "Сразу видно, что ты уже большой и понимаешь, как важно людям желать добра!" помогут принять детям правила человеческой жизни.
Следуя приведенным правилам и используя эти методические приемы, вы можете быть уверенными, что ваш ребенок вырастет воспитанным, доброжелательным и приветливым человеком.
Обучение пересказу с использованием мнемотаблиц
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. У детей с ОНР мы видим множество речевых проблем.
Проблемы речи детей дошкольного возраста:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или фрагмент повествования придумывается картинка (изображение); таким образом, все зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит произведение целиком. На начальном этапе предлагаем готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
формировать интерес к художественной литературе;
обучать навыкам кодирования и декодирования литературных произведений;
знакомить детей со стихами русских и зарубежных писателей;
создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть;
развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь;
формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать выразительно стихи наизусть и понимать рассказанное.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинали работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходили к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблица, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка серая, елочка зеленая.
Позже – при постоянном использовании мнемотаблиц можно усложнять или заменять другими символами - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур(треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Пересказ.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Непосредственную образовательную деятельность по мнемотаблицам строим в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Вместе с детьми проводится беседа по тексту, рассматриваются иллюстрации и отслеживается последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
Творческие рассказы.
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаем разнообразные дидактические игры.
Считаем, что применять модельные схемы можно и в других видах образовательной деятельности (Продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.)
Мнемотаблицы к русским народным сказкам (примеры):
Репка
Курочка Ряба
Теремок
В гости к солнышку
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов.
5 родительских фраз, которые вредят ребенку.
Что ребёнок
должен уметь делать
Область "Безопасность"
Посмотрите,какой
Комментариев нет:
Отправить комментарий