Консультации





Дидактические игры по развитию речи в детском саду и дома


Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка, возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи.
         Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка, а своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
     Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира.

Речевое развитие включает:

  • владение речью, как средством общения;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи;
  • развитие фонематического слуха;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
    Игра - основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка – необходимое условие речевого развития ребенка. Наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. Роль родителей  в этом очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может, и безрезультатны.
Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала - в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

Примеры дидактических игр по развитию

«Назови одним словом» - развиваем умение подбирать обобщающее слово

Груша, яблоко, апельсин, банан – это фрукты

Огурец, перец, капуста, лук – это овощи

Берёза, тополь, дуб, осина – это деревья

Опята, лисичка, подберёзовик, груздь – это грибы

Клубника, малина, ежевика, смородина – это ягоды

Футболка, джинсы, пиджак, рубашка – это одежда

упражняем в образовании сложного прилагательного путём сложения основ двух слов

У бабочки пёстрые крылья. Какая бабочка? - Пёстрокрылая бабочка

У стрекозы длинные крылья. Стрекоза какая? - Длиннокрылая стрекоза.

У таракана длинные усы. Какой таракан? - Длинноусый таракан.

У мухи большие глаза. Какая муха? - Большеглазая муха.

У жука жёсткие крылья. Жук какой? Жёсткокрылый жук.

У кузнечика длинные ноги. Какой кузнечик? - Длинноногий кузнечик.

 

«Кто подберёт больше слов?»

Плывет - (пароход, лодка, пловец, бревно, утка)

Летит - (самолет, птица, комар, воздушный шар, человек)

Растет - (дерево, строящийся дом, ребенок, растения, волосы)

Ползет - (змея, ребенок, вьюнок, время)

Визжит - (пила, щенок, ребенок)

Умывается - (кошка, человек, природа)

Висит - (паутина, груша)

Шипит - (змея, сковородка, злой человек)

Сверкает - (звезда, пуговица, брошь)

Поливает - (дождь, лейка, душ)

 

 «Кто это? Что это?»

Звонкий, быстрый, веселый ....             Белое, пушистое, легкое ...

Желтые, красные, осенние ....               Маленькая, серая, пугливая ...

Холодный, белый, пушистый ...            Ветвистая, колючая, зеленая ...

Бурый, косолапый, неуклюжий ...         Белоствольная, высокая, стройная ...

Зеленый, продолговатый, сочный ...     Чистое, голубое, горное ...

 

«Наоборот» - (подбери антонимы – слова с противоположным значением) - активизируем словарь прилагательных, наречий, глаголов


Высокий – низкий

Добрый – злой

Короткий – длинный

Смелый – трусливый

Широкий - узкий

Грубый – ласковый

Далеко – близко

Высоко – низко

Открывать – закрывать

Тяжело - легко

 

«Скажи, какой? Какая? Какое?» - упражняем в согласовании прилагательных с существительными

Какое яблоко? – спелое, сочное, кислое, красное

Какая Россия? – крепкая, большая, многонациональная, спортивная

Какой защитник Отечества? – сильный, смелый, умный, храбрый

 

«У кого кто?» - упражняем в словообразовании

У лисы - лисёнок – лисята

У медведя – медвежонок – медвежата

У кошки – котёнок – котята

У свиньи – поросёнок – поросята

У льва – львёнок – львята

 

«Один - много» - закрепить в речи формы единственного и множественного числа имён существительных

Груша – груши

Роза – розы

Лопата – лопаты

Дрозд – дрозды

Карась – караси

Верблюд – верблюды

Ключ – ключи

Лодка - лодки


«Скажи ласково» - упражняем в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Луч – лучик

Палец – пальчик

Дождь – дождичек

Кровать – кроватка

Шапка - шапочка

 

«1,3,5» - упражняем в согласовании числительного и существительного

Одна кровать, три кровати, пять кроватей

Один огурец, три огурца, пять огурцов

Одно окно, три окна, пять окон

 

«Кого нет?» - упражняем в употреблении форм родительного падежа имени существительного

Слон – нет слона

Стул – нет стула

Тарелка – нет тарелки

Каша – нет каши

Снегирь – нет снегиря

Трамвай – нет трамвая

Планета – нет планеты

Крот – нет крота


 

«Чей? Чья? Чьё?» - упражняем в образовании притяжательных прилагательных и согласовании с существительными

У зайца чей хвост? – заячий

У лисы чья голова? – лисья

У медведя чьё ухо? - медвежье


- учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

Шерсть – шерстяной

Резина – резиновый

Кажа – кожаный

Пластмасса – пластмассовый

Дерево – деревянный

Стекло – стеклянный

Металл – металлический

Фарфор - фарфоровый


 

«Подскажи словечко» - упражняем в образовании существительных с увеличительным значением

Глазки – глаза – глазищи

Хвостик – хвост – хвостище

Слоник – слон – слонище

Сапожки – сапоги – сапожищи

Домик – дом – домище

Ручка – рука – ручище

Креслице – кресло – креслище

Котик – кот - котище


«Почему?» - упражняем в использовании в речи сложноподчинённого предложения

Почему сегодня вторник?

Почему осенью птицы улетают в тёплые края?

Почему весной тает снег?

Почему бабочка насекомое?







Видео - консультация "Звуковой анализ слова"

Видео - консультация на закрепление "Состава числа"


"Зачем    учить   состав  числа?" - для  того,  чтобы   быстро   считать. По    современным  программам   не   предусмотрено,  чтобы  ребёнок  решал  примеры  и  задачи.  используя  свои    пальцы  или  счётные   палочки. На   это  нет  времени. Ребёнок    должен  производить  вычисления   в  быстром  темпе, а    это  возможно  только  в    том   случае,  если  он   помнит   состав    чисел.

Когда   мы   учим   состав  какого - то   числа, мы  как  бы  идём  в   обратном  направлении - от  результата, он   известен   заранее,поэтому   мы   учим  определённые  пары.

1.  Объяснить   наглядно, как  при  одной  и  той  же  сумме

одно  слагаемое  может  увеличиваться, а второе  при  этом 
будет   уменьшаться. 

2.  Ребёнок   обязательно   должен   записать    все   возможные   комбинации, проговорить  их  вслух.
Так задействована память: слуховая, зрительная, мышечная, речевая. 

ПОЧЕМУ ДЕТИ ОБЗЫВАЮТСЯ

Для мамы и папы их чадо — лучшее на свете. Они и не додумаются называть своего Мишеньку или Вовочку «хлюпиком», потому что ростом не вышел, или «козлом», потому что Козлов.
Но для самих детей обзываться и давать обидные прозвища — обычное дело. Надо ли с этим мириться? Давайте разбираться вместе.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ОБЗЫВАЕТСЯ?

Так почему же у детей возникает желание дать сверстнику смешное прозвище или обидную кличку?
Во-первых, это объясняется обычным возрастным стремлением выразить свою отличность от другого ребенка. Даже трехлетний малыш может неожиданно заявить, что он круче, чем Сашка из садика, потому что у того нет велосипеда.
Родители, сами того не желая, подталкивают ребенка к навешиванию ярлыков.
А во-вторых, родители, сами того не желая, подталкивают ребенка к навешиванию ярлыков. Это происходит тогда, когда в его присутствии обсуждаются разные недостатки знакомых, соседей, коллег.
И если первая причина желания обзываться вполне естественная, то второй могло бы и не быть. Только для этого мама и папа должны быть готовы меняться и следить за своими разговорами.

ЗАЧЕМ ДЕТЯМ НУЖНЫ ДРАЗНИЛКИ?

Причины появления в детском коллективе дразнимых и дразнящих разные:
1.      Часто таким способом малыш просто завлекает другого в игру, например, в догонялки. В основном это детки 4-8 лет, и такие обзывалки не вызывают особых переживаний и обид.
2.      Иногда ребенок старается обратить на себя внимание окружающих. Понимая, что его дразнилки вызывают интерес, он начинает играть на публику, совсем не желая обидеть обзываемого.
3.      Цели детей постарше более серьезные: например, проверить на прочность другого и самоутвердиться за его счет. Здесь в ход идут обзывания, которые говорят о характере и внешности, — «зануда», «трус», «слабак», «рыжий», «очкарик», «жиртрест». Так задира старается выглядеть лучше и сильнее в глазах окружающих за счет жертвы. А если жертва расстраивается и обижается, то тем самым дает обидчику власть над собой, становится слабее его.
4.      Со временем синдром жертвы может настолько закрепиться за ребенком, что дело дойдет до реального моббинга. А это уже настоящее насилие над личностью, травля!
5.      Бывает, что ребенок задирает других, чтобы просто выделиться из толпы. Причина в том, что он просто испытывает недостаток внимания со стороны взрослых. А заслужить плохую славу гораздо проще, чем хорошую!
В любом случае нужно понимать, что каждая такая ситуация — повод для повышенного внимания со стороны взрослых.

ЗАЧИНЩИК-ЗАБИЯКА

Потенциальные лидеры — так можно назвать этих детей. Они чувствуют свою власть над окружающими и не стесняются лишний раз ее показать.
Они чувствуют свою власть над окружающими и не стесняются лишний раз ее показать.
Таким детям нужно бы объяснить, что завоевать авторитет можно, не унижая других, а проявляя великодушие и доброту. Например, не обзывать «слепым кротом» и «очкариком» плохо видящего соседа по парте, а прочитать ему условие задачи, написанной на доске. Не смеяться над неуклюжими движениями одноклассника во время физкультуры, а помочь ему отработать приемы после уроков.
Можно смотреть вместе с забияками фильмы, герои которых обращают на себя внимание благодаря хорошим поступкам, а не разрушительным действиям. В итоге ребенок должен понять: уважения достоин человек любой национальности, внешности и материального состояния.

ВЕЧНАЯ ЖЕРТВА

Такой ребенок обычно имеет какие-то отличительные черты, увы, не лучшей формы. Но чаще всего он страдает заниженной самооценкой. 
Уязвимость перед придирками со стороны ровесников — сигнал родителям, что их ребенок не чувствует защиту семьи и нуждается в поддержке близких! Поэтому главная цель родителей детей-жертв — вселить в них уверенность в своих силах, внешности и собственной значимости. Интересные хобби, занятия в кружках и секциях помогут ребятам осознать свою уникальность и придадут им вес в глазах сверстников.
Если ребенку досаждают особенности внешнего вида и их можно изменить, то помогите ему сделать это. Например, страдающим из-за лишнего веса стоит посетить диетолога и разработать программу похудения. А тем, у кого есть проблемы со зрением, — посетить офтальмолога и подобрать очки с красивой оправой, а заодно наметить план по улучшению зрения.
Если ребенку досаждают особенности внешнего вида и их можно изменить, то помогите ему сделать это.
Если же изменения невозможны — постарайтесь научить ребенка относиться к этому беспристрастно. Таким деткам будут полезны примеры людей, имеющих проблемы с внешностью, но достигших успеха в жизни (Стиви Уандер, Билл Гейтс, Барбра Стрейзанд, Вуди Аллен).
Также научите ребенка правильно реагировать на обзывания. Игнорирование — самый эффективный метод, но иногда бывает трудно не замечать дразнилки. Проще выучить действенные отговорки вроде «Кто как обзывается — сам так называется», «Раз, два — переводим на тебя» или «Ты Толстопузик? Очень приятно, а я Дима!» Главное — чтобы ребенок сам себя уважал и не думал, что заслуживает подобного обращения.

Психологические травмы детей могут повлиять на взаимоотношения с миром в будущем. А вот победа над собой или своими обидчиками научит ребенка противостоять влиянию извне и решать серьезные проблемы всю оставшуюся жизнь.


  КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Правила этикета для дошкольников

Способы воспитания вежливости

Не надо устраивать громких скандалов по поводу вежливости ребенка. Это бесполезно! Превращение каждого случая в повод для разбирательства только увеличит болезненную застенчивость дошкольника. Обучение этикету требует времени и системного подхода, спокойствия. Пытаясь преподать ускоренный курс, родители вызовут только раздражение и неповиновение малыша по другим не менее важным сторонам жизни.Интересно? Читайте далее...


Первые уроки основ этикета малыш получает дома. Если семье свойственны соблюдение правил приличия и искренние отношения, то беспокоиться не о чем. У таких родителей не возникнет вопрос: "А как же научить ребенка здороваться?" Нужно помнить о том, что ребенка воспитывают не слова родителей, а обычные семейные будни. Показывайте детям примеры настоящей доброжелательности. Наблюдая ежедневно в родном доме случаи искренней симпатии к окружающим, ребенок сам захочет радовать всех встречных добрыми словами. Ориентируясь на родителей как на образец, он научится всем необходимым нормам поведения.

Правила вежливости только ради правил не сформируют в ребенке чуткость и открытость, любовь к людям. Усвоенные нормы вежливости должны в дальнейшем перерасти в моральные принципы. Поэтому "дрессировка" хороших манер скорее навредит, чем поможет вырастить приветливого взрослого человека. Заставляя и принуждая детей желать доброго утра или доброго вечера, родители могут неосознанно мешать природному развитию эмоций у малышей. И как следствие, некоторые чувства можно приглушить навсегда. Если обучение своего ребенка основам вежливости родители мотивируют желанием хорошо выглядеть перед людьми, то есть риск, что тот научится прятать свои истинные чувства от окружающих, а затем и от близких ему людей. Родителям важно задуматься, что для них важнее: воспитать чуткого, отзывчивого человека или безукоризненно вежливого и отвечающего всегда и во всем социальным стандартам. Чуткие люди не могут быть невежливыми. Обучая вежливости, важно помнить, что дошкольник развивает свои чувства и эмоциональную сферу. Он должен понимать, что, говоря "Доброе утро!", он желает человеку добра.

Внешняя вежливость не всегда является признаком искренности. Слова "Здравствуйте!", "Доброе утро!", "До свидания!" не только общепринятая форма общения, но и имеют семантическое наполнение. Маленькие дети чувствительны к фальши и лицемерию. "Доброе утро!" для них – это действительно, радость, улыбка и добро. И если мама с утра хмурая и недовольная, то маленькому мальчику или девочке очень трудно поверить, что утро действительно доброе.

Итак, все обычные методы воспитания – от убеждения до наказания – оказываются негодными для развития способности чувствовать и любить людей. А значит, помогут вырастить лишь внешне кажущегося вежливым человека.

Способы воспитания вежливости

Между тем существует несколько способов, способных помочь в решении данной проблемы.

Личный пример. Каждый день родители, взрослые в семье люди здороваются друг с другом легко и непринужденно, с радостью. Также здороваются с малышом, не требуя взамен его приветствия. В такой атмосфере ребенок узнает, что все друг с другом здороваются и это является нормой. Со временем он начинает делать то, что делают взрослые вокруг него, так как в этом возрасте малыши копируют старших до мелочей. Самый простой способ научить малыша здороваться – это пример самих родителей. Показывайте образец поведения. Если хотите, чтобы ребенок здоровался с соседями, – здоровайтесь с ними первыми и громко. Ему останется только повторить за вами. Ведь часто он просто не успевает вспомнить, что нужно сказать. Кроме того, помните, что если вам нравится говорить "Привет!", нельзя требовать от малыша здороваться по-другому.

Игра. Создайте игровую ситуацию, где все игрушки говорят различные слова приветствия друг другу. Если увлечь ребенка и поиграть с ним в такую игру несколько дней, то будет легко донести до него, что люди также используют слова приветствия.

Чтение. Подберите сказку или детскую историю, где герои приветствуют друг друга. После прочтения нужно подчеркнуть, как важно здороваться друг с другом. Непременно объясните ребенку, для чего это надо. Меньше всего ему понравится ответ: "Так принято, все так делают!" Расскажите, что через приветствие мы передаем людям любовь и хорошие пожелания. Или придумайте сами сказку "Что случится, если люди перестанут здороваться?". Ваше и детское творческое воображение заработает, и все получат удовольствие от такого общения. Попросите малыша стать соавтором сказки.

Предоставление права выбора. Дети очень любят, когда им разрешают принимать решения самостоятельно. Можно позволить ребенку не здороваться, но при этом надо обязательно объяснить, что чувствует человек, которому не сказали "Здравствуйте!", ярко описать эмоции человека, обделенного приветствием. Спросите малыша, как он будет себя чувствовать, если его не заметят и не скажут хороших (волшебных) слов.

Похвала. Похвала для маленьких детей – замечательный стимул осваивать правила поведения. Мудро поступают те родители, которые закрепляют манеру поведения малыша восторженными словами. Дети очень хорошо улавливают позитивную реакцию мамы или папы и так приобретают жизненный опыт. Фразы "Мне понравилось, как ты поздоровался с…" или "Сразу видно, что ты уже большой и понимаешь, как важно людям желать добра!" помогут принять детям правила человеческой жизни.


Следуя приведенным правилам и используя эти методические приемы, вы можете быть уверенными, что ваш ребенок вырастет воспитанным, доброжелательным и приветливым человеком.

Обучение пересказу с использованием мнемотаблиц


К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
В  настоящее время проблема развития речи становится  особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является  подмена живого человеческого общения зависимостью  от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь  увеличивает число дошкольников с недостатками речи. У детей с ОНР мы видим множество речевых проблем.
                         Проблемы речи детей дошкольного возраста:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.         Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах,  явлениях природы,  создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
         Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
         Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
         В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Мнемотехника –  в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний 
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для:
  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или фрагмент повествования придумывается картинка (изображение); таким образом, все зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит произведение целиком. На начальном этапе предлагаем готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
формировать интерес к художественной литературе;
обучать навыкам кодирования и декодирования литературных произведений;
знакомить детей со стихами русских и зарубежных писателей;
создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть;
развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь;
формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать выразительно стихи наизусть и понимать рассказанное.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинали работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходили к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблица, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка серая, елочка зеленая.
Позже –  при постоянном использовании мнемотаблиц можно усложнять или заменять другими  символами - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур(треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Пересказ.                                                                                                           
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
         Непосредственную образовательную деятельность по мнемотаблицам строим в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Вместе с детьми проводится беседа по тексту, рассматриваются иллюстрации и отслеживается  последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
Творческие рассказы.                                     
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаем разнообразные дидактические игры.

Считаем, что применять модельные схемы можно и в других видах образовательной деятельности (Продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.)
Мнемотаблицы к русским народным сказкам (примеры):
 Репка
Курочка Ряба
Теремок
В гости к солнышку

5 родительских фраз, которые вредят ребенку.

Мы часто говорим детям слова, которые не только не оказывают желаемого эффекта, но могут привести к неприятным последствиям. Вот несколько самых распространенных.
«Молодец!»
В этом слове нет ничего плохого, если малыш точно знает, за что его хвалят. Но родители используют его гораздо чаще, чем нужно: скажем, просто чтобы отмахнуться от карапуза, который сует в лицо очередной шедевр в стиле «каля-маля». А это значит, что у ребенка формируется ощущение безоговорочного родительского одобрения, что бы и как бы он ни сделал. Похвала всегда должна быть конкретной: не просто «Хороший рисунок!», а «Ты отлично подобрал цвета и нарисовал ровные аккуратные линии».
«Ничего страшного!»
Это с точки зрения взрослого ободранная коленка или сломанная игрушка – не повод для слез, но для малыша все может быть гораздо серьезнее. Фразой «Ничего страшного!» вы нивелируете чувства малыша и показываете, что не воспринимаете их всерьез. Гораздо правильнее сказать: «Тебе больно, но это скоро пройдет».
«Давай быстрее!»
Собирая свое чадо утром в школу или детский сад, родители произносят эту реплику в среднем 5 раз. Но чаще это лишь создает дополнительный стресс у всех членов семьи, чем заставляет ребенка ускориться. Вместо этого лучше сказать: «Давай поторопимся!» – эта фраза вы еще и показывает, что вы и ребенок – одна команда. А с малышами прекрасно работают игры типа «Кто быстрее оденется?»
«Осторожнее!»
Эта фраза, сказанная, когда малыш карабкается на высокую горку, только повышает шансы на то, что он упадет. Резкий родительский оклик отвлекает ребенка, и он теряет концентрацию внимания. Если кроха действительно затеял что-то рискованное, приблизьтесь к нему и старайтесь говорить как можно спокойнее.
«Дай я тебе помогу!»
Когда взрослые видят, что ребенок долго и безуспешно возится с какой-то задачей, их так и подмывает взять инициативу в свои руки. Не торопитесь, если не хотите, чтобы малыш привык бросать начатое на полпути и перекладывать ответственность на других. Вместо этого давайте подсказки, которые помогут ему справиться самостоятельно: «Как ты думаешь, может быть, положить эту деталь вот сюда? Попробуешь?»

Перечисленные фразы мы повторяем ребенку в течение дня десятки раз. Попробуйте заменить их на другие, и результаты вас приятно удивят. А самое главное, вы сформируете у ребенка правильное отношение к самым распространенным повседневным ситуациям.


























Консультация

Что ребёнок должен уметь делать




На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точней и богаче по содержанию. Появляется устойчивость внимания к речи окружающих. Увеличивается пассивный словарь (2500-3000 слов к концу года), что дает возможность ребенку полнее высказываться, точнее излагать свои  мысли. В речи этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов (хороший, синий, мягкий, круглый) и отражения временных и пространственных отношений (зимний, вечерний, нижний, правая). Начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья шуба).
Все чаще ребенок использует наречия (хорошо, пасмурно), личные местоимения (мой, твоё), сложные предлоги (из-под, около, из-за).
Высказывания свои ребёнок  строит из двух-трех и более простых распространенных предложений (Маша играет новой куклой). Сложно-сочиненные (Катя читает книгу, а Толя строит гараж для машины) и сложноподчиненные предложения используются пока редко (Земля покрыта снегом, потому что сейчас зима).
Расширение словаря, употребление более сложных по структуре предложений нередко приводит к тому, что ребенок начинает допускать грамматические ошибки: неправильно изменяет глаголы, не согласовывает слова (глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде и т. д.)
Достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность ребенку осуществлять
более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков.
В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произношение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов в слове, уменьшается количество сокращений, перестановок, появляются слова, образованные по ана­логии.
Необходимо закреплять правильное произношение гласных звуков, отраба­тывать произношение свистящих [С, С`, З, З`, Ц ], ши­пящих [Ш, Ж, Ч, Щ], и подготавливать к произношению сонорных звуков [Р, Р`, Л, Л`], развивать фонематический слух — различать на слух и называть слова с определённым звуком.
Необходимо учить ребёнка активно пользоваться запасом имеющихся у него слов, усвоенных в быту и на занятиях, правильно называть окружающие пред­меты, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие вре­менные и пространственные понятия.
Ребёнок должен уметь оценивать свои поступки и поступки сверстников, выразительно читать стихи, петь, дви­гаться под музыку.
Продолжайте учить ребёнка опреде­лять и называть местоположение пред­мета (слева, справа, между, рядом, око­ло), время суток (утро, день, вечер, ночь), характеризовать состояние и на­строение людей (веселый, огорчён).
К этому возрасту активный словарь ребёнка составляет 1900—2000 слов. В словаре детей должны быть суще­ствительные, обозначающие профессии (врач, водитель, лётчик и т.д.) и  существительные с обобщаю­щим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные, мебель.
Следует продолжать учить детей пра­вильно согласовывать слова в предложе­нии, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множе­ственного числа существительных (кубики, машины, дома), обо­значающих детёнышей животных, употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (кошка — котята, много котят; лиса — лисёнок, нет лисёнка); правильно использовать форму множественного числа роди­тельного падежа существительных (много ло­жек, вилок, груш, яблок); употреблять формы повелительного наклонения гла­голов (хотеть, лежать, ехать, бежать).
Учите малыша пересказывать не­большие сказки и рассказы, знакомые и вновь прочитанные.
Смелее беритесь за дело!






Уважаемые родители!
        Развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования правильной речи, а это очень важно и актуально для решения проблем наших детей. 
            В ходе учебно-воспитательного процесса  мы уделяем большое внимание развитию мелкой моторики у детей. Ученые доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребенка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр тоже активизиуется!
Развитие мелкой моторики способствует:
·                     Умению логически рассуждать.
·                     Хорошо развитой памяти, мышления, внимания.
·                     Подготовке почвы для последующего формирования речи.
·                     Ловкости и гибкости пальцев для письма.
Окружающая среда - важное условие развития моторики 





Центр речи


Познавательно-исследовательский
центр

 Центр продуктивной
деятельности



Центр конструирования,
Область "Безопасность" 

Через разные виды продуктивной деятельности происходит развитие моторики


 Обводим предметы, используя трафарет 


Игры с разноцветными резинками

 Мотивация побуждает к действию  
Подарок маме на 8 Марта
 Результат всегда оценят 


                            Правильно подобрал цвет карандаша  к картинке.


                                                               Посмотрите,какой
"Самолет" из прищепок

Большой хоровод получится из симметрично вырезанных кукол.   

Поделки, выполненные с ребенком, развивают не только  моторику , но и самооценку детей, ваш авторитет , используются в оформлении группы.  

Буду как папа

                                                      Коллективная работа "Космос"



Коллективная работа
"Овощи и фрукты" 


Дидактические игры на развитие мелкой моторики
  
Выставка"Дары осени" 

Используя дома некоторые приемы, вы способствуете развитию положительной динамики не только в развитии моторики ребенка, но и в коррекции его речи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий