понедельник, 20 апреля 2020 г.

С 20.04 - 26.04. Тема недели "Перелётные птицы".
 "Птицы весной"
 
 
 
 
Родителям рекомендуется:
   напомнить ребенку о перелетных птицах (о скворце, ласточке, журавле, соловье, стриже, жаворонке, граче, иволге, гусе, утке, лебеде и др.);
   уточнить, почему этих птиц называют перелетными, почему они на зиму улетают в тёплые края;
   рассмотреть изображения этих птиц на иллюстрациях, обсудить их внешний вид и отличительные признаки (грач - крупная черная птица с желтым клювом; ласточка – птица с белой грудкой и длинным раздвоенным хвостом и т.д.);
   рассказать, откуда птицы к нам прилетели и почему именно сейчас;
   во время прогулок научить ребенка узнавать грача и скворца;
   учить ребенка бережному отношению к живой природе;
   обратить внимание на сезонные изменения в природе.
 
Задание 1. Прочитать ребенку стихотворение и обсудить его.
                           Травка зеленеет, солнышко блестит,
                           Ласточка с весною в сени к нам летит.
                           С нею солнце краше и весна милей...
                           Прощебечь с дороги нам привет скорей.
                           Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
                           Что из стран далеких принесла с собой. (А. Плещеев)
 
Задание 2. Дидактическое упражнение «Назови ласково» (упражняем в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):
журавль - журавушка                                лебедь - лебёдушка
утка – уточка                                              скворец – скворушка
соловей – соловушка                                  птица – птичка
птенец – птенчик                                         гнездо – гнёздышко
 
Задание 3. Дидактическое упражнение «Один – много» (упражняем в употреблении существительного родительного падежа мн. числа):
один лебедь - много лебедей                        один скворец - много скворцов
одна ласточка – много ласточек                   один соловей – много соловьёв
один стриж – много стрижей                        одна иволга  - много иволг
 
Задание 4. Дидактическое упражнение «Сосчитай птиц» (упражняем в согласовании числительных с существительными):
один скворец, два скворца, три скворца, четыре скворца, пять скворцов
одна ласточка, две ласточки, три ласточки, четыре ласточки, пять ласточек
одна утка, две утки, три утки, четыре утки, пять уток
 
Задание 5. Дидактическое упражнение «Подбирай, называй» (упражняем в подборе признаков и действий к предметам):
Кукушка (какая?) - пестрая, крупная, голодная ...
Кукушка (что делает?) – летает, сидит, кукует, ищет…
Ласточка (какая?) - быстрокрылая, юркая, красивая...
Ласточка (что делает?) парит, строит, кормит, защищает..
 
Задание 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (упражняем в подборе антонимов).
 Аист большой, а соловей - ...
 У аиста длинная шея, а у кукушки - ...
 Аист белый, а грач - ...
 У соловья серая грудка, а у ласточки - ...
 
Задание 7. Дидактическое упражнение «Найди подходящее слово» (упражняем в правильном употреблении предлогов в, на, по, к, над, из):
 Грач вылетел …(из) гнезда.
 Грач прилетел ... гнездо.
 Грач подлетел ... гнезду.
 Грач кружит ... гнездом.
 Грач сел ... гнездо.
 Грач ходит ... пашне.
 
Задание 8. Дидактическое упражнение «Новое слово» (упражняем в образовании сложных слов):
 У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
 У соловья звонкий голос, поэтому его называют ... (звонкоголосым)
 У ласточки длинный хвост, поэтому ее называют ... (длиннохвостой)
 
Задание 9.  Пересказать рассказ «Предвестники весны» по вопросам.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»
Вопросы:
Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?
Объяснить ребенку выражение «предвестники весны».
 
Задание 10. Развиваем логическое мышление.
 А) Упражнение «4-й лишний» (без опоры на наглядность).
 Ворона, воробей, стриж, голубь.
 Скворец, грач, голубь, стриж.
 
Б) Продолжаем учиться отгадывать загадки.
 
 Я проворна, легкокрыла,                                             На шесте - веселый дом
 Хвост раздвоен, словно вилы.                                    С круглым маленьким окном.
 Если я летаю низко,                                                     Чтоб уснули дети,
 Значит дождик где-то близко.                                     Дом качает ветер.
                                  (ласточка)                                     На крыльце поет отец -
                                                                                         Он и летчик, и певец.
                                                                                                                           (скворец)
 
Задание 11. Описать птицы по плану (развиваем связную речь):
Кто это?
Назвать к кому относиться: перелётная или зимующая птица?
Каков внешний вид: части и цвет?
Чем питается?
Где обитает?
Какую пользу приносит?
 
1. Рассмотреть картинки и назвать: Кто это? (грач, воробей, синица, журавль, ворона, скворец).
Обобщить и объяснить:
Грач …скворец – это птицы, потому что покрыты перьями, вылупляются из яйца, имеют два крыла и умеют летать.
 
2. Отгадать загадку:                      Озорной мальчишка
                                                        В сером армячишке
                                        По двору шныряет,
                                        Крошки собирает.
Какая птица воробей? Почему? Назвать всех зимующих птиц.
Справа от всех зимующих птиц нарисовать маленькую схематичную снежинку.
 
3. Отгадать загадку:                        Чёрный, проворный,
                                                           Кричит «крак»,
                                                           Червякам враг.
Какая птица грач? Почему? Назвать всех перелётных птиц.
Справа от всех перелётных птиц нарисовать маленькое схематичное солнышко.
 
4. Рассказать о строении и окраске любой одной птицы:
Пример: У соловья маленькая серенькая голова, серая грудка, коричневые крылья и хвост, короткий серенький клюв, два тёмных глаза и две коричневые лапки.
 
5.  Посчитай птиц.
Сколько всего птиц?
Сколько птиц зимующих (перелётных)?
Сравни каких птиц больше – перелётных или зимующих? Как сказать по-другому?
         (одинаково, по 3, столько сколько и др.)
Сколько птиц с левой/правой стороны листа?
Сколько птиц у нижнего/верхнего края листа?
Посчитай каждую птицу от 1 до 5:
один скворец, два скворца, три скворца, четыре скворца, пять скворцов
 
6. Упражняем в ориентировке в пространстве: Где расположены птица?
Кто в верхнем левом углу?                   В верхнем левом углу грач.
Кто над журавлём?                                Над журавлём грач.
Кто справа о синицы?                           Справа от синицы журавль.
Кто между грачом и вороной?            Между грачом и вороной синица.
А где находится ворона? Скажи по-разному. (Не менее двух вариантов.)
   (в нижнем левом углу листа, слева снижу от скворца, под синицей)
 
 
7. Рассказать о любой перелётной птице по схеме - алгоритму, предварительно зарисовав и повторив последовательность рассказывания (вспомнить о чем «подсказывает» каждый сектор (клеточка) зарисовки):
1. Кто это?                                2. К кому относиться? Почему?
3. Какого размера птица? Какие части есть у птицы (строение) и какого цвета?                                       
4. Как передвигается птица?       
5. Чем питается?                      6. Какую пользу приносит человеку?
Примерно:           Соловей.
Это соловей. Соловей – это дикая, перелётная птица, потому что сами о себе заботятся и на зиму улетают в жаркие страны.  Соловей мелкая птица. У соловья есть туловище с серой грудкой, короткая шея и маленькая серенькая голова, коричневые крылья и хвост, короткий серенький клюв, два тёмных глаза и две коричневые лапки. Соловей летает. Питается соловей мелкими насекомыми – жучками, мошками. Соловей «защищает» растения от вредителей, поедая насекомых.
 
8. Дидактическое упражнение «Скажи одним словом, какая птица?» (упражняем в образовании сложных слов):
У аиста ноги длинные. Какой аист?                              Длинноногий аист.
У соловья звонкий голос. Какой соловей?                    Звонкоголосый соловей.
У ласточки быстрые крылья. Какая ласточка?              Быстрокрылая ласточка.
У трясогуски длинный хвост. Какая трясогуска?          Длиннохвостая трясогуска.
У гуся красные лапки. Какой гусь?                                Краснолапый гусь.
У журавля длинная шея. Какой журавль?                     Длинношеий журавль.
У цапли тонкие ноги. Какая цапля?.                               Тонконогая цапля.
У иволги жёлтая голова. Какая иволга?                        Жёлтоголовая иволга.
У скворца пёстрая грудка. Какой скворец.                    Пёстрогрудый скворец
 
 
9. Послушать текст, ответить на вопросы и пересказать после повторного прочтения.
Пришла весна. Солнце не только светит, но греет. Появляются насекомые: мухи, жуки, червяки. Из тёплых стран прилетают (возвращаются) перелётные птицы. Каждый день всё громче слышны радостные птичьи песни (птичьи трели). Птицы стали вить (строить) гнёзда, чтобы отложить яйца. Когда из яиц вылупятся птенцы, птицы будут заботиться о них – кормить, защищать и учить летать. А осенью, с наступлением  холодов, перелётные птицы опять отправятся в тёплые страны.
 Вопросы:
1. Какое время года наступило?
2. Почему возвращаются перелётные птицы?
3. Почему появляются насекомые весной?
4. Почему каждый день всё громче слышны радостные птичьи песни?(птиц больше)
5. Зачем птицы вьют гнёзда весной?
6. Что случится осенью?
 
10. Выучить:
 
Травка зеленеет, солнышко блестит,
 Ласточка с весною в сени к нам летит.
 С нею солнце краше и весна милей...
 Прощебечь с дороги нам привет скорей.
 Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
 Что из стран далеких принесла с собой. (А. Плещеев)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий