суббота, 25 апреля 2020 г.

С 27.04 - 30.04
Тема недели       "Труд людей весной"
 
 
 
 
 
 

Тема «Труд людей весной. Инструменты.»
Родителям рекомендуется:
Уточнить у ребенка: какое время года продолжается, назвать весенние месяцы (март, апрель, май);
Во время прогулки в парке обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе весной в конце апреля – начале мая (снег растаял; земля постепенно нагревается, т. к. солнце греет всё сильнее; на земле появилась зелень (трава, мать-и-мачиха, одуванчики); днём погода тёплая, но ночью ещё бывают заморозки; появились (проснулись) насекомые – мухи, муравьи, пауки, мошки, черви и др.; перелётные птицы вернулись и вьют гнёзда, готовясь к появлению птенцов);
Уточнить и объяснить, почему апрель в народе называется «весной воды» (в марте солнце греть ещё сильнее и снег активно тает, на дорогах и земле появляются ручьи и лужи);
Расскажите ребенку о весенних полевых и садово-огородных работах, рассмотрите иллюстрации в книгах или энциклопедиях: землю на полях вспахивают /в огородах вскапывают (перекапывают); затем пашню засевают
 семенами, а в грядки высаживают рассаду овощей; деревья в саду белят, чтобы защитить от насекомых, поднимающихся из земли по коре деревьев, обрезают сухие ветки;
         Показать роль сельскохозяйственной техники и инструментов в весенних работах: техника (трактор, плуг, сеялка, веялка) используются при работах на полях, а инструменты (лопата, грабли, тяпка) используются при работах на огородах.
 Задание 1. Отгадать загадку (развиваем психические процессы).
На весенних на полях                                        Ходит полем
Бродит стадо черепах,                                       Из края в край,
Но совсем не на ногах,                                      Режет чёрный каравай.
А на собственных зубах.                                                                                                                                                 (Плуг)
(Трактор)
 
За железным конём                                            Стоит стеной,
Ящик тащится с зерном.                                    Шумит волной,
Сквозь дырявое дно                                            Волна золотая,
Высыпается зерно.                                              Не видно края.
                       (Сеялка)                                        (Поле пшеницы)
Задание 2. Дидактическое упражнение «Подбирай и называй» (упражняем детей в  подборе определений и глаголов к существительным):
Лопата (какая?) – железная/металлическая, новая, тяжёлая, сломанная и т.д. Трактор (какой?) – огромный, сильный, железный, старый…… Земля (какая?) – чёрная, влажная, рыхлая, щедрая….. Лопата (что делать?) – копать, разбивать (комья земли)…. Рассада (что делать?) – высаживать, выращивать, укрывать, удобрять….
 Задание 3. Дидактическое упражнение «Расскажи какой?» (упражняем детей в   образовании относительных прилагательных от  существительных по аналогии):
апрель – апрельский                                                   поле – полевой
сад – садовый                                                              огород – огородный
семена – семенной                                                      пшеница – пшеничный…
 Задание 4. Дидактическое упражнение «Слова - родственники» (учим  детей   образовывать родственные слова по схеме-алгоритму):
Огород – огороды, огородик, огородище, огородный, огородить, огородник.
Поле – полюшко, поля, полевой, полевод.  
Трактор – трактора, тракторный, тракторист, трактористка.
 Задание 5. Послушайте рассказ. Придумайте заголовок к рассказу. Ответьте на вопросы и перескажите.
Солнечным весенним утром Ваня и Ника помогали маме высаживать в теплицу рассаду помидоров. Мама рассказала детям о том, какие красивые, необычные и полезные овощи – томаты.
         Всё лето дети помогали маме ухаживать за рассадой: поливали растения, выпалывали сорняки и рыхлили землю вокруг саженцев. Скоро рассада превратилась в крепкие кустики томатов. На кустиках появились мелкие жёлтые цветы, которые вскоре превратились в маленькие зелёные помидорчики.
К осени помидоры созрели. Ника помогала маме срывать красные душистые плоды, а Ваня укладывал их в деревянные ящики. Урожаем томатов все были довольны.
Вопросы по содержанию текста:
Какие овощи называются томатами?    (Томатами называют помидоры.)
Где проходили события этой истории? Что такое теплица? Зачем весной рассаду высаживают в теплицу? Что делали Ника и Ваня  солнечным весенним утром? Кто рассказал о пользе томатов детям? Как ухаживали Ваня и Ника за рассадой томатов? Как изменялась рассада томатов в течении всего лета? Что делали дети осенью? (Возможные варианты названий для рассказа – «Мамины помощники», «Весной на огороде», «Урожай томатов» и т.д.)
 Задание 6. Координация речи с движениями по тексту.
Грядка
Я давно весну ждала.                            (Дети идут по кругу,
У меня свои дела.                                                    взявшись за руки.)
Мне участок в огороде                         (Идут в противоположную сторону.)
Нынче мама отвела.          
Я возьму свою лопатку,                        (Остановились,
Я пойду, вскопаю грядку.                                       изображаем, как копают.)  
Мягкой грядка быть должна,                (Показывают, как рыхлят грядку
Это любят семена.                                                                             граблями.)
Посажу на ней морковку                       (Дети идут по кругу, изображая,
И редиску. А с боков                                              что разбрасывают семена.)      
Будут кустики бобов.
Задание 7. Прочитать и обсудить стихотворения, выучить по выбору.
Снег растаял в поле чистом,                                       Приходи, весна!
Схлынет талая вода -                                       Что ты ждёшь?
Побежит за трактористом                               Не жди весна!
К синей речке борозда.                                   Приходи. Ты нам нужна1
Выйдут сеялки потом                                     Дружно мы возьмём бадью,
Засевать поля зерном.                                     Понесём её к ручью.
И черны, как из печи,                                     Зачерпнём бадьёю воду
Провожают их грачи.                                      И подарим огороду.
             (В. Степанов)                                      Нам в подарок за уход
                                                                           Даст морковку огород.
                                                                                      (Народная песенка)
 

Задание 1. Родителям рекомендуется:
- поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в живой и неживой природе весной;
 - вспомнить названия весенних месяцев, приметы ранней весны;
 - понаблюдать за изменениями в природе во время совместной прогулки в парке;
 - сравнить признаки ранней весны с природой в апреле;
 - вспомнить о том, как ведут себя лесные звери и птицы весной, какие изменения происходят с деревьями и кустарниками, растениями луга и сада, в одежде людей;
 - рассказать ребенку о весенних полевых работах.
Задание 2. Прочитать ребенку стихотворения, обсудить их (выучить по выбору).
Долго шла весна тайком от ветров и стужи,
А сегодня - прямиком шлепает по лужам,
Гонит талые снега с гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.
«Скоро, скоро быть теплу!» - эту новость первой
Барабанит по стеклу серой лапкой верба... 
                                                   (Я. Аким)
На могучем тополе дружно почки лопнули.
А из каждой почки вылезли листочки.
Развернули трубочки, распушили юбочки,
Оглянулись, улыбнулись и сказали: «Мы проснулись!»
Задание 3. Подобрать как можно больше признаков к существительному: 
весна (какая?) - ранняя ...
Задание 4. Подобрать родственные слова: 
трава - травка, травушка, травяной, травянистый, травинка, травник... .
Задание 5. Подобрать предметы к признакам: 
весенний - день..., весенняя - гроза..., весеннее - солнышко..., весенние - дни... .
Задание 6. Подобрать существительные к действиям: (кто? что?): 
тает..., бегут..., распускаются..., появляются..., зеленеет..., прилетают..., цветут... .
Задание 7. Ответить на вопросы по теме «Весна». 
- Какие приметы весны ты знаешь?
- Когда ты заметил первые приметы весны?
- Какие это приметы?
- Назови весенние месяцы.
- Расскажи о жизни птиц зверей весной. 
- Как трудятся колхозники на полях?
- Какой сельскохозяйственный инвентарь ты знаешь? Для чего он нужен?
Задание 8. Упражнение на координацию речи с движениями.
Мы лопатки взяли, грядки раскопали: раз-два, раз-два!          Ребенок имитирует действия лопатой.
Грабли в руки взяли, грядки причесали: Раз-два, раз-два!      Ребенок имитирует действия граблями.
Семена рядами в землю мы бросали: Раз-два, раз-два!        Ребенок имитирует разбрасывание семян.  
Задание 9. Выучить пословицу о весне.
Март с водой, апрель с травой, май с цветами.
Задание 10. Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (на развитие логического мышления).
Летом дети катаются на санках. Зимой дети лепят снежную бабу. Осенью колхозники убирают урожай. Зимой на деревьях распускаются почки. Весной дети играют в снежки. Летом дети купаются и загорают.
Дидактическая игра "Что лишнее и почему?"
апрель, март, проталина, май

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий