С 27.04 - 30.04
Тема недели "Труд людей весной"
Тема «Труд
людей весной. Инструменты.»
Родителям рекомендуется:
Уточнить у ребенка: какое
время года продолжается, назвать весенние месяцы (март, апрель, май);
Во время прогулки в парке
обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе весной в
конце апреля – начале мая (снег растаял; земля постепенно нагревается, т. к.
солнце греет всё сильнее; на земле появилась зелень (трава, мать-и-мачиха,
одуванчики); днём погода тёплая, но ночью ещё бывают заморозки; появились
(проснулись) насекомые – мухи, муравьи, пауки, мошки, черви и др.; перелётные
птицы вернулись и вьют гнёзда, готовясь к появлению птенцов);
Уточнить и объяснить, почему апрель в народе
называется «весной воды» (в марте солнце греть ещё сильнее и снег активно тает,
на дорогах и земле появляются ручьи и лужи);
Расскажите ребенку о весенних полевых и
садово-огородных работах, рассмотрите иллюстрации в книгах или энциклопедиях:
землю на полях вспахивают /в огородах вскапывают (перекапывают); затем пашню
засевают
семенами, а в грядки высаживают рассаду
овощей; деревья в саду белят, чтобы защитить от насекомых, поднимающихся из
земли по коре деревьев, обрезают сухие ветки;
Показать роль сельскохозяйственной техники и инструментов в
весенних работах: техника (трактор, плуг, сеялка, веялка) используются при
работах на полях, а инструменты (лопата, грабли, тяпка) используются при
работах на огородах.
На весенних на полях Ходит полем
Бродит стадо черепах, Из края в край,
Но совсем не на ногах, Режет
чёрный каравай.
А на собственных зубах. (Плуг)
(Трактор)
Трактор (какой?) – огромный, сильный, железный, старый……
Земля (какая?) – чёрная, влажная, рыхлая, щедрая…..
Лопата (что делать?) –
копать, разбивать (комья земли)….
Рассада (что делать?) –
высаживать, выращивать, укрывать, удобрять….
Задание 3.
Дидактическое упражнение «Расскажи какой?» (упражняем детей в образовании относительных прилагательных
от существительных по аналогии):
Задание 4.
Дидактическое упражнение «Слова - родственники» (учим детей
образовывать родственные слова по схеме-алгоритму):
Задание 5.
Послушайте
рассказ. Придумайте заголовок к рассказу. Ответьте на вопросы и перескажите.
Что такое теплица?
Зачем весной рассаду высаживают в теплицу?
Что делали Ника и Ваня солнечным весенним утром?
Кто рассказал о пользе томатов детям?
Как ухаживали Ваня и Ника за рассадой томатов?
Как изменялась рассада томатов в течении всего
лета?
Что делали дети осенью?
(Возможные варианты названий для рассказа –
«Мамины помощники», «Весной на огороде», «Урожай томатов» и т.д.)
Задание
6.
Координация речи с движениями по тексту.
За железным конём
Стоит стеной,
Ящик тащится с зерном. Шумит
волной,
Сквозь дырявое дно
Волна золотая,
Высыпается зерно.
Не видно края.
(Сеялка)
(Поле пшеницы)
Задание 2. Дидактическое упражнение
«Подбирай и называй» (упражняем детей в
подборе определений и глаголов к существительным):
Лопата (какая?) – железная/металлическая, новая, тяжёлая, сломанная
и т.д.
апрель – апрельский
поле – полевой
сад – садовый
огород – огородный
семена – семенной
пшеница – пшеничный…
Огород –
огороды, огородик, огородище, огородный,
огородить, огородник.
Поле – полюшко, поля, полевой, полевод.
Трактор – трактора, тракторный, тракторист,
трактористка.
Солнечным
весенним утром Ваня и Ника помогали маме высаживать в теплицу рассаду
помидоров. Мама рассказала детям о том, какие красивые, необычные и полезные
овощи – томаты.
Всё
лето дети помогали маме ухаживать за рассадой: поливали растения, выпалывали
сорняки и рыхлили землю вокруг саженцев. Скоро рассада превратилась в крепкие
кустики томатов. На кустиках появились мелкие жёлтые цветы, которые вскоре
превратились в маленькие зелёные помидорчики.
К
осени помидоры созрели. Ника помогала маме срывать красные душистые плоды, а
Ваня укладывал их в деревянные ящики. Урожаем томатов все были довольны.
Вопросы по содержанию текста:
Какие овощи называются томатами? (Томатами называют помидоры.)
Где проходили события этой истории?
Грядка
Я давно весну ждала. (Дети идут по
кругу,
У меня свои дела.
взявшись за руки.)
Мне участок в огороде (Идут в
противоположную сторону.)
Нынче мама отвела.
Я возьму свою лопатку, (Остановились,
Я пойду, вскопаю грядку.
изображаем, как копают.)
Мягкой грядка быть должна, (Показывают, как рыхлят грядку
Это любят семена.
граблями.)
Посажу на ней морковку (Дети идут по кругу,
изображая,
И редиску. А с боков
что разбрасывают семена.)
Будут кустики бобов.
Задание 7.
Прочитать и обсудить стихотворения, выучить по выбору.
Снег растаял в поле
чистом,
Приходи, весна!
Схлынет талая вода - Что ты
ждёшь?
Побежит за трактористом Не жди весна!
К синей речке борозда. Приходи. Ты
нам нужна1
Выйдут сеялки потом Дружно мы
возьмём бадью,
Засевать поля зерном. Понесём её
к ручью.
И черны, как из печи, Зачерпнём бадьёю воду
Провожают их грачи. И подарим
огороду.
(В. Степанов) Нам в
подарок за уход
Даст
морковку огород.
(Народная песенка)
- поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в живой и неживой природе весной;
- вспомнить названия весенних месяцев, приметы ранней весны;
- понаблюдать за изменениями в природе во время совместной прогулки в парке;
- сравнить признаки ранней весны с природой в апреле;
- вспомнить о том, как ведут себя лесные звери и птицы весной, какие изменения происходят с деревьями и кустарниками, растениями луга и сада, в одежде людей;
- вспомнить о том, как ведут себя лесные звери и птицы весной, какие изменения происходят с деревьями и кустарниками, растениями луга и сада, в одежде людей;
- рассказать ребенку о весенних полевых работах.
Задание 2. Прочитать ребенку стихотворения, обсудить их (выучить по выбору).
Долго шла весна тайком от ветров и стужи,
А сегодня - прямиком шлепает по лужам,
Гонит талые снега с гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.
«Скоро, скоро быть теплу!» - эту новость первой
Барабанит по стеклу серой лапкой верба...
(Я. Аким)
На могучем тополе дружно почки лопнули.
А из каждой почки вылезли листочки.
Развернули трубочки, распушили юбочки,
Оглянулись, улыбнулись и сказали: «Мы проснулись!»
А из каждой почки вылезли листочки.
Развернули трубочки, распушили юбочки,
Оглянулись, улыбнулись и сказали: «Мы проснулись!»
Задание 3. Подобрать как можно больше признаков к существительному:
весна (какая?) - ранняя ...
Задание 4. Подобрать родственные слова:
трава - травка, травушка, травяной, травянистый, травинка, травник... .
Задание 5. Подобрать предметы к признакам:
весенний - день..., весенняя - гроза..., весеннее - солнышко..., весенние - дни... .
Задание 6. Подобрать существительные к действиям: (кто? что?):
тает..., бегут..., распускаются..., появляются..., зеленеет..., прилетают..., цветут... .
Задание 7. Ответить на вопросы по теме «Весна».
- Какие приметы весны ты знаешь?
- Когда ты заметил первые приметы весны?
- Какие это приметы?
- Назови весенние месяцы.
- Расскажи о жизни птиц зверей весной.
- Как трудятся колхозники на полях?
- Какой сельскохозяйственный инвентарь ты знаешь? Для чего он нужен?
Задание 8. Упражнение на координацию речи с движениями.
Мы лопатки взяли, грядки раскопали: раз-два, раз-два! Ребенок имитирует действия лопатой.
Грабли в руки взяли, грядки причесали: Раз-два, раз-два! Ребенок имитирует действия граблями.
Семена рядами в землю мы бросали: Раз-два, раз-два! Ребенок имитирует разбрасывание семян.
Мы лопатки взяли, грядки раскопали: раз-два, раз-два! Ребенок имитирует действия лопатой.
Грабли в руки взяли, грядки причесали: Раз-два, раз-два! Ребенок имитирует действия граблями.
Семена рядами в землю мы бросали: Раз-два, раз-два! Ребенок имитирует разбрасывание семян.
Задание 9. Выучить пословицу о весне.
Март с водой, апрель с травой, май с цветами.
Задание 10. Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (на развитие логического мышления).
Летом дети катаются на санках. Зимой дети лепят снежную бабу. Осенью колхозники убирают урожай. Зимой на деревьях распускаются почки. Весной дети играют в снежки. Летом дети купаются и загорают.
Дидактическая игра "Что лишнее и почему?"
апрель, март, проталина, май
Задание 10. Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (на развитие логического мышления).
Летом дети катаются на санках. Зимой дети лепят снежную бабу. Осенью колхозники убирают урожай. Зимой на деревьях распускаются почки. Весной дети играют в снежки. Летом дети купаются и загорают.
Дидактическая игра "Что лишнее и почему?"
апрель, март, проталина, май
Комментариев нет:
Отправить комментарий